Русский язык 3 класс

ФИО ученика  ____________________________________________________

Дата ___________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 КЛАСС

Уруглар!  Бо дээрге  чыл  тончузунун кылыр  хыналда   ажылдарынга  белеткел  ажылдар-дыр .  Заданиелерни  ол-ла  номернин  дужунга –ла  харыылаптар  силер.  Бо-ла  саанзыннарга. Кичээнгейлиг  кууседир  Мындыг   ажылдар  ВПР-де  бар боор чорду. Кичээнгейлиг  болур! Бо  демдектер  4-ку  улдун болгаш чыл  демдээн  салырда  херек!

Контрольная работа (вариант 1)

Как спасаются насекомые

  На поляне царит оживленье. Вдруг неожиданно появился враг. Как спасаются насекомые? Мухи и бабочки улетают. Пчёлы и осы могут зажужжать и ужалить. Кузнечики делают длинные прыжки. Большинство клопов и божьих коровок похитрее. Они вооружились химией. Запах от клопов ужасный. А божьи коровки ядовитую жидкость выделяют. (50 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному слову:_____________________________________

  а) с сочетанием ЖИ-ШИ; имя собственное;_____________________________________

  б) с парной согласной в слабой позиции;_____________________________________

  в) с безударной гласной, проверяемой ударением;___________________________

  г) с удвоенной согласной; с разделительным Ь._______________________________

  2. В последнем предложении подчеркнуть слово, в котором звуков больше, чем букв.

  3. Написать два слова с удвоенной согласной КК.

Контрольная работа (вариант 2)

Щенок Кутька

  Щенка поместили в передней. В углу положили старое Мишино пальто и покрыли ковриком. Постелька вышла мягкая и тёплая. По нашей просьбе мама сделала маленькую ватную подушку. Но щенок на подушке укладывал свои задние лапы. Возле постели стояла мисочка. Щенка прозвали Кутькой. Кормили его ребята яблоками и конфетами. Щенок жирел и толстел. (53 слова)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному слову:

  а) с Ь — показателем мягкости;

  б) с парной согласной в слабой позиции;

  в) с безударной гласной, проверяемой ударением.

  2. Выписать из диктанта имена собственные и разделить их на слоги для переноса.

  3. Написать по одному слову с сочетаниями ШИ, ЧУ, ЩА.

Контрольная работа (вариант 3)

Ящерицы

  В Мексике живёт удивительная ящерица. У неё всего две ноги. Живёт она под землёй. В Австралии обитает колючая ящерица. Есть ящерица шипохвост. Своим колючим хвостом она бьёт врага. Ещё одну ящерицу называют летающим дракончиком. Она с лёгкостью перелетает с дерева на дерево. В этом ей помогают складки кожи между рёбер. Ящерица расправляет складки и скользит по воздуху. (58 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по два слова с парной согласной в слабой позиции и проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.

  2. Разделить на слоги для переноса слова: ОБИТАЕТ, БЬЁТ, ЯЩЕРИЦА.

  3. Написать два слова с удвоенной согласной СС.________________________________

Контрольная работа (вариант 4)

Бельчата

  Принесли мне юннаты выпавших из гнезда слепых бельчат. Знакомство с ними началось с соски и молока. Скоро у малышей открылись глазки. Надо бельчатам когти укреплять? Стали детки обои обдирать. Надо зубки точить? Малыши с аппетитом отгрызли углы у мебели. С раннего утра масса забот. Сервиз на пол сбросили. Не нужен он в беличьем хозяйстве! Назвал я их Цок и Цока. (61 слово)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта три слова с парными согласными в слабой позиции. Написать проверочные слова.

  2. Написать по одному слову с согласной П так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммой:

  а) удвоенная согласная;

  б) парная согласная в слабой позиции.

  3. Написать два слова с удвоенной согласной ЖЖ.

Контрольная работа (вариант 5)

Чьи это грядки?

  На лесной полянке всюду видны кучки рыхлой земли. Они очень похожи на маленькие грядки. На кучках торчат берёзки ростом со спичку. Рядом крошечные сосенки с тремя зелёными иголочками. Чьи это грядки? Кто их копает?

  Вот зашевелилась трава. Вдруг земля поднялась холмом. Из-под земли показались широкие лапки с когтями. Потом появился мокрый нос. Наружу вылез крот. Вот кто рыхлит землю! Упадут в земельку семена. Вырастут берёзки, сосны да липки. (71 слово)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта три слова с парными согласными в слабой позиции. Написать проверочные слова.

  2. Написать по одному слову с согласной Б так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммой:

  а) удвоенная согласная;

  б) парная согласная в слабой позиции.

  3. Написать по одному слову с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ.

Контрольная работа (вариант 6)

Душистые цветы

  К душистым цветам часто прилетают насекомые. Они садятся на цветок и пьют сладкую жидкость. Эта жидкость — вкусный нектар. По вечерам запах у цветов очень сильный. А у жимолости вечером появились новые цветы. Тут их и навещают ночные бабочки. Яблоню пчёлы посещают под вечер. В это время у нее больше нектара. Многие насекомые пьют нектар по ночам. Чаще они ищут цветы со сладким запахом. Эти цветы легче найти в темноте. (70 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному слову:

  а) с Ь — показателем мягкости;

  б) с парной согласной в слабой позиции;

  в) с безударной гласной, проверяемой ударением;

  г) с разделительным Ь.

  2. Написать по одному слову с согласной Ж так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммой:

  а) удвоенная согласная;

  б) парная согласная в слабой позиции.

  3. Написать по одному названию: ГОРОД ….., РЕКА ……, УЛИЦА ……. .

3 КЛАСС

2 ЧЕТВЕРТЬ

Контрольная работа (вариант 1)

Луна-рыба

  Луна-рыба поражает своим чудесным обликом и размерами. Это самая тяжёлая из всех костных рыб. Вес её достигает двух тысяч килограммов. Это целых две тонны. Живут гигантские тяжеловесы в морях тропического пояса. Эта рыба — самая плодовитая в мире. (40 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Е, Я, И, О. Написать проверочные слова.

  2. Выписать из диктанта два слова с непроизносимыми согласными. Написать проверочные слова.

  3. Написать два однокоренных слова к слову РЫБА.

Контрольная работа (вариант 2)

Молочное дерево

  Кто даёт молоко? Всем это известно. Корова. А может ли дерево заменить корову и давать молоко?

  Такое дерево растёт на территории Венесуэлы. Его сок напоминает по вкусу коровье молоко. Местные жители аккуратно надрезают кору дерева. Оттуда течёт сок. Жители подставляют чашки для этой вкусной жидкости. Она очень питательна и полезна. Так считают даже учёные. (56 слов)

Грамматическое задание

  1. Выписать из диктанта по одному слову:

  а) с непроизносимой согласной;

  б) с парной согласной в слабой позиции;

  в) с безударной гласной, проверяемой ударением;

  г) с удвоенной согласной.

  2. Разделить на слоги для переноса слова: ЗАМЕНИТЬ, УЧЁНЫЕ.

  3. Выписать из первого предложения слово, в котором звуков больше, чем букв.

Контрольная работа (вариант 3)

Хвоинки

  Хвоя можжевельника — это тоже листья. Только они жёсткие. Форма у них особая. Она длинная и узкая. Такие листочки способны пережить зиму. Для этого они достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им сохнуть. Хвоя живёт на дереве несколько лет. Потом она буреет и опадает. Но не вся сразу. Поэтому на дереве сохраняется листва круглый год. В осенние и зимние дни она радует нас зеленью. (63 слова)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному слову:

  а) с непроизносимой согласной;

  б) с парной согласной в слабой позиции;

  в) с безударной гласной, проверяемой ударением;

  г) с удвоенной согласной.

  2. Подобрать и записать три однокоренных слова к слову ЗИМА.

  3. Поставить знак ударения над словами первого предложения.

Контрольная работа (вариант 4)

Песчаная эфа

  Из пустынных гадюк больше известна песчаная эфа. В нашей стране она встречается в Азии. Встреча с ней опасна. Эта змея держит грустное первенство по количеству погибших от неё людей. Передвигается она очень интересно. Она ползёт не вперёд, а как бы боком. След бокового хода состоит из отдельных косых полосок с крючковатыми концами. Эти следы сразу выдают песчаную эфу. В такой местности следует быть осторожным. (66 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному слову:

  а) с непроизносимой согласной;

  б) с парной согласной в слабой позиции;

  в) с безударной гласной, проверяемой ударением;

  г) с удвоенной согласной.

  2. Разобрать по составу слова: ПУСТЫННЫХ, БОКОВОГО.

  3. Подобрать и записать слово, близкое по значению слову ГРУСТНОЕ.

Контрольная работа (вариант 5)

Лакомка

  Мурка была странной кошкой. Любила она сладкий мёд. Раз Мурка грелась на утреннем солнце. Тут она почувствовала вкусный знакомый запах. Кошка радостно открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем лакомка аккуратно встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг окрестности огласил громкий кошачий визг. Несчастная Мурка бросилась в кусты. (56 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта два слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

  2. Продолжить ряд слов на данное правило:

  ВАННА, СУММА, …… , ….. ;

  ЧУДЕСНЫЙ, УЖАСНЫЙ, ….. , ….. ;

  ЛЁГКИЙ, МЯГКИЙ, …… , …….. .

  3. Последнее предложение разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания.

Контрольная работа (вариант 6)

Концерт

  Как готовятся лягушки к весенним концертам? Как и люди к праздникам. Лягушки наряжаются. У травяных голубеет горлышко. Остромордые с ног до головы становятся голубыми. Но особенно цветастые — тропические лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рёв, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус. (47 слов)

Грамматические задания

  1. В словах первого предложения подчеркнуть согласные.

  2. Написать два однокоренных слова к слову ТРАВА.

  3. Выписать из диктанта предложение, состоящее только из главных членов. Слова этого предложения разделить на слоги.

Контрольная работа (вариант 7)

Кактус

  Кактусы известны своим умением приспосабливаться к местным условиям. Кактусы растут в сухом и жарком климате и долгое время прекрасно обходятся без воды. Прошёл дождь. Кактус сразу всасывает воду. Хранит он её в стебле. Стебель похож на губку. Но его оболочка толстая. Поэтому вода не испаряется и при жарком солнце. Да и листья кактуса — иголки. Иголки спасают кактус от испарения и защищают его от местных животных. (66 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

  2. Выписать из диктанта два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

  3. В последнем предложении подчеркнуть главные члены.

Контрольная работа (вариант 8)

Фламинго

  Фламинго — очень интересные птицы. Молодые фламинго серого цвета. Розовеют они позднее. Летают фламинго, вытянув длинную шею вперед, а ноги назад. Строят гнёзда по берегам морей. Там они выуживают вкусных рачков и улиток. На иле лежат перья, ракушки, мятые стебли. Материал они аккуратно скрепляют илом. Так появляется на вязкой грязи гнездо фламинго. (51 слово)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному слову:

  а) с непроизносимой согласной;

  б) с парной согласной в слабой позиции;

  в) с безударной гласной, проверяемой ударением;

  г) с удвоенной согласной.

  2. Выписать слова, в которых произношение не совпадает с написанием: НАЗАД, НОГИ, МОРЕЙ.

  3. Разобрать по составу слова: ДЛИННУЮ, ВКУСНЫХ.

Контрольная работа (вариант 1)

Ёж проснулся

  Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали весенние ручьи. Под корнями старой берёзы была нора. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Холодный ручей разбудил зверька. Взъерошенный ёжик выбежал на лесную поляну и осмотрел окрестности. Над ним прожужжал шмель. У зверька проснулся аппетит. Что бы съесть такого вкусного? Осенние запасы кончились. Надо идти на охоту. Ёж встрепенулся и побежал к лесу. (65 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

  2. Первое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.

  3. Разобрать слово ТРОПИНКАМ по составу. Придумать и написать ещё два слова с таким же составом.

Контрольная работа (вариант 2)

Чай

  Чай был привезён купцами с далёкого острова Ява. Купцы сразу стали хвалить свой новый товар. Они объясняли пользу чая. Затем объявили его божественной травой и советовали пить по сорок чашек в день. Но чай не трава. Его делают из листьев чайного дерева.

  Наиболее известные места обитания чайного дерева — Индия и Цейлон. Хотя сейчас его выращивают в Грузии и на Северном Кавказе. (62 слова)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта два слова с непроизносимой согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

  2. Во втором предложении подчеркнуть гласные первого ряда.

  3. Объяснить, кто такие КУПЦЫ.

Контрольная работа (вариант 3)

Бананы

  Бананы — известные древние фрукты. Они растут на кусте. По высоте куст достигает девяти метров и выглядит настоящим стволом дерева. Но ствол банана — это масса жестких листьев. На верхушке куста есть хохолок из свисающих листьев. Бананы растут тяжёлыми, объёмными связками. Их срывают зелёными и не дают им дозревать на дереве. Чем это объяснить? Тем, что они созревают, лопаются и портятся. (60 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта два слова с непроизносимой согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

  2. Во втором предложении подчеркнуть гласные первого ряда.

  3. Второе предложение разобрать по членам предложения.

Контрольная работа (вариант 4)

Как спасти яблони

  Тяжело зимой всем животным. Трудно и зайцу. Где взять еду? Прибегает беляк в сад поглодать кору на молодых яблоньках. Объест сладкую кору, оголит стволы. Деревца от таких набегов болеют и погибают. Как спасать деревья?

  Садовник обмотал стволы соломой, привязал еловые лапки. Прибежит заяц, а тут несъедобные колючки. И убежит бедняга в осинник искать молоденькое дерево на обед. (60 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта два слова с Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

  2. Написать по одному имени существительному мужского и женского рода с шипящей на конце.

  3. Написать два слова с удвоенной согласной, образованной при помощи приставки и корня.

Контрольная работа (вариант 5)

Кабан-секач

  Кабан — это дикая свинья. Он бродит по лесам и похрюкивает. Дубовые жёлуди подъедает. Своим длинным рылом землю роет. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает. Это он пищу ищет. Что бы ему ещё съесть?

  Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечёт, как топором. Разъярённый кабан клыками и волка убьёт. Будто саблей зарубит. Даже сам медведь кабана побаивается. (61 слово)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта два слова с Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

  2. Выписать из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.

  3. Из первого предложения выписать слово, в котором звуков больше, чем букв.

Контрольная работа (вариант 6)

Кедровка

  Кедровка — лесная птица семейства вороновых. Обитает она в сибирской тайге.

  Созревают кедровые орешки. Кедровка начинает запасаться на зиму. К зиме трудолюбивая птичка успевает заготовить семьдесят тысяч орешков. И все надо спрятать! Ведь зимой кедровый орешек — редкая ценность. В одно большое дупло прятать рискованно. Такую кладовую легко найти. Поэтому кедровка прячет орешки примерно по пятнадцать штук. Всего получается до шести тысяч кладовых. Как же запоминает места кладовок птичка? Зрительная память у кедровки по объёму больше человеческой. (76 слов)

Грамматические задания

  1. Первое предложение второго абзаца разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.

  2. Указать род имён существительных и прилагательных первого абзаца.

  3. Написать два слова с удвоенной согласной, образованной при помощи корня и суффикса.

Контрольная работа (вариант 7)

Байкал

  Байкал — гордость России, жемчужина среди озёр земного шара. В этом озере природа смогла объединить удивительно чистую воду, интересных животных и растительный мир. Нашу страну украшают три миллиона озёр. Но Байкал — самое большое. На его территории могли бы уместиться Швейцария, Бельгия или Голландия. В Байкале заключена пятая часть всей пресной воды Земли.

  На Байкале всегда много солнца. По количеству солнечных дней он превосходит черноморские курорты. Это озеро смягчает климат своих побережий. Зимой здесь теплее, а летом освежает прохлада. (78 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

  2. Выписать из диктанта два слова с сочетанием СН. Написать проверочные слова.

  3. Поставить знак ударения над именами собственными.

4 ЧЕТВЕРТЬ

Контрольная работа (вариант 1)

Вкусные кактусы

  Сладкие плоды кактуса опунции зовут колючей грушей. Плоды опунции едят. Но перед этим удаляют колючки. Такие плоды даже можно варить. Из сока плодов этого кактуса готовят сироп, желе, напитки. Жители Мексики используют в пищу его молодые побеги. Некоторые виды кактусов нужны для приготовления мармелада и конфет. Одни пигусы напоминают по вкусу голубику. Другие — сладкую малину. Третьи — душистый персик. (60 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному слову:

  а) имя собственное;

  б) с парной согласной в слабой позиции;

  в) с безударной гласной, проверяемой ударением;

  г) с сочетанием ЧК.

  2. Разделить на слоги для переноса слова: УДАЛЯЮТ, СИРОП.

  3. Выписать из первого предложения слово, в котором звуков больше, чем букв.

Контрольная работа (вариант 2)

Овёс

  В Древнем Риме овёс считался сорняком. Этот злак являлся бедой для пшеницы. Однако народы Германии сеяли его и жили овсяной кашей.

  В России из овса готовили кисель. Молочные реки и кисельные берега часто упоминались в сказках. Отличается кисель из овса от фруктовых киселей своей кислотой. Он действительно кислый. Так от киселя из овса и появилось слово кисель. (59 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному слову:

  а) с сочетанием ЧН;

  б) с парной согласной в слабой позиции;

  в) с безударной гласной, проверяемой ударением;

  г) с удвоенной согласной.

  2. Разобрать по составу слово МОЛОЧНЫЕ. Написать ещё два слова с таким же составом.

  3. Написать два слова с непроизносимой согласной. Написать проверочные слова.

Контрольная работа (вариант 3)

Медоуказчик

  В Африке есть птичка величиной с нашего воробья. Она умеет находить гнёзда диких пчёл. Поэтому её зовут медоуказчиком. Она часто помогает своему другу медоеду. Медоед очень похож на нашего барсука. У него сильные лапы, мощные когти и густая шерсть. Он очень любит мёд. А зачем птичка помогает медоеду? Медоуказчик любит воск, но сам его добыть не может. А медоед добывает мёд для себя и воск для птички. (68 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному слову:

  а) с сочетанием ЩН;

  б) с парной согласной в слабой позиции;

  в) с безударной гласной, проверяемой ударением.

  2. Указать в диктанте род и число всех имён прилагательных.

  3. Выписать из первого предложения слово, в котором звуков больше, чем букв.

Контрольная работа (вариант 4)

Малыши

  Черепахи, змеи и ящерицы несут яйца. Их яйца белого цвета. У змей и крокодилов — с кожистой оболочкой.

  Все яйца прячут. Черепахи закапывают их в песок. Змеи, крокодилы и ящерицы прячут яйца в кучи лесного мусора и в опавшие листья. Но королевская кобра строит для яиц гнездо. Она сгребает в кучу изгибами тела сухие ветки и листья. А потом ещё и сторожит. В это время она очень злая и опасная. Тигровый питон свивает гнездо из своего тела. Кладку яиц он обвивает кольцами и лежит так целых два месяца. (88 слов)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному слову:

  а) с сочетанием ЖИ-ШИ;

  б) с парной согласной в слабой позиции;

  в) с безударной гласной, проверяемой ударением;

  г) с сочетанием СН.

  2. Написать по одному слову:

  а) с приставкой НА;

  б) с предлогом НА.

  3. Написать по два слова с разделительными Ь и Ъ.